Каждый может столкнуться с такой ситуацией: квартира перешла по наследству к нескольким лицам, каждый наследник желает получить всю квартиру, но другие наследники не хотят продавать свои доли, также надеясь получить квартиру полностью.
В итоге конфликт может дойти до того, что самые настойчивые наследники могут выйти в суд с требованием принудить остальных сособственников продать свои доли.
И такое действительно возможно, если имущество находится в долевой собственности: суд имеет полное право обязать собственника продать свою долю, несмотря на то, что тот вовсе не хочет ее продавать.
Причем практика в последнее время стала складываться явно не в пользу таких несогласных собственников.
Формально по закону допускается принудительный выкуп доли только при условии, что она является незначительной.
Но при этом конкретных критериев такой незначительности не определено, так что в каждом случае суд будет определять по своему усмотрению – незначительная доля или нет. Обычно суды ориентируются на два основных критерия:
1) Соответствует ли доля по своей величине отдельному изолированному помещению в квартире, исходя из общей жилой площади.
То есть сначала проверяется, можно ли выделить долю «в натуре» в виде комнаты или нет. Если такой возможности не усматривается, то это аргумент в пользу принудительного выкупа доли.
Например: квартира площадью 50 кв. метров, состоит из двух изолированных комнат. Имеются три сособственника, у каждого – по 1/3. Очевидно, что доля в 1/3 в этом случае не равноценна ни одной из имеющихся двух комнат, следовательно, выделить ее «в натуре» невозможно;
2) Есть ли у собственника доли интерес в пользовании квартирой.
В отличие от предыдущего критерия, этот уже нельзя так четко определить расчетным путем. Поэтому здесь применяется целый ряд дополнительных признаков, которые косвенно указывают на то, что собственник особо не пострадает, если лишится своей доли:
- у владельца доли есть другая квартира или иное благоустроенное жилье в собственности,
- сособственник в спорной квартире никогда не проживал и намерений таких не изъявляет,
- сособственник не участвует в общих расходах на содержание квартиры (не оплачивает коммунальные услуги), все оплачивают другие сособственники,
- владельцы долей в квартире не являются близкими родственниками, что усложняет совместное проживание в одном жилом помещении и пользование общим имуществом.
Необязательно все эти признаки должны подтверждаться – каждый случай разбирается отдельно.
Если в итоге суд все же придет к выводу, что сособственник не заинтересован использовать свою долю для проживания в квартире и добровольного соглашения между всеми совладельцами достичь не удалось, он примет решение о продаже доли.
Поэтому на практике теперь получается, что незначительной долю могут признать не только действительно малую по величине (1/6, 1/10 и т.п.), но и вполне, казалось бы, серьезную (1/3 или 1/4).
Так и произошло совсем недавно: Верховный суд признал долю в 1/3 в квартире незначительной и обязал сособственника продать ее.
Было доказано, что отсутствует техническая возможность выделить долю в виде отдельной комнаты, а также незаинтересованность ответчика в пользовании квартирой (в квартире он не проживал, хранил там только свои вещи, коммунальные услуги оплачивал нерегулярно, проживал постоянно в другой своей квартире).
Опасность принудительной продажи для сособственника заключается также в определении выкупной цены: ее определяет суд с учетом представленных сторонами оценочных заключений.
Поэтому если отстоять свою долю в квартире так и не удастся, то нужно добиваться хотя бы установления адекватной цены, максимально приближенной к рыночной стоимости доли.